РЭП (ротационный электронный актуатор) либо ПРЭП (простой ротационный электронный актуатор) устанавливаются на многие турбокомпрессоры с изменяемой геометрией и управляют движением направляющих лопаток.

Что означает изменяемая геометрия и для чего используются такие системы?

Когда турбокомпрессор настраивают под двигатель, важно сбалансировать отклик на низких оборотах с мощностью на высоких скоростях. Узел соплового кольца предназначен для изменения площади входного сечения поступающего отработавшего газа в зависимости от скорости двигателя, чтобы точно соответствовать требованиям двигателя по наддуву. По мере увеличения скорости двигателя, электронный актуатор переводит узел соплового кольца в полностью  открытое положение, максимально увеличивая поток отработавшего газа. Конструкция электронных актуаторов РЭП и ПРЭП является крайне сложной. Они не являются взаимозаменяемыми с различными редукторами либо «черными колпаками». Калибровочные настройки вносятся в программное обеспечение внутри «черных колпаков» и являются уникальными для каждого турбокомпрессора.

 

Преимущества электронных актуаторов:

  • быстрая реакция на изменения скорости;
  • точность минимального и максимального притока воздуха;
  • контур обратной связи для блока управления двигателем – указывает, в каком положении находится актуатор, и какой наддув требуется.

Признаки неисправности электронного актуатора:

  • полная потеря мощности и, как следствие, переход двигателя в аварийный режим;
  • мигает индикатор управления двигателем;
  • периодическое снижение давления либо чрезмерный наддув.

Обычные типы отказов:

  • Отказ редуктора: отказ РЭП и ПРЭП произойдет в результате заклинивания механизма с изменяемой геометрией по причине загрязнения либо отложения нагара. Когда механизм с изменяемой геометрией заклинивает, на него через электродвигатель направляется более сильный ток, чем для него предусмотрено, из-за чего сгорает мотор либо выходит из строя пластмассовая червячная передача. Такое ограничение может снизить давление наддува, из-за чего двигатель может перейти в аварийный режим. В большинстве случаев отказ редуктора не оказывает неблагоприятное воздействие на «черный колпак» и электронику, поэтому они могут использоваться повторно.

типы отказов электронных актуаторов

  • Соединители печатных плат: соединители проводов могут расширяться и сокращаться и в конце концов — выйти из строя, что приведет к выходу из строя электронного актуатора. Такой отказ нередко может остаться незамеченным в ходе ремонта и заводских испытаний, так как этот.

типы отказов электронных актуаторов

  • Нарушение правил эксплуатации турбины:если соединительному устройству будет нанесен механический удар – оно выйдет из строя, и потребуется замена всего узла.
  • Попадание воды: в силу расположения турбокомпрессора в двигательном отсеке электронный актуатор может быть более подвержен попаданию воды. Привод может заржаветь и загрязниться, давать неверные сигналы, и в конце концов выйдет из строя. Вибрация двигателя: по причине постоянной вибрации, передающейся от двигателя, электронный двигатель может износиться и через некоторое время выйти из строя.
  • Потеря мощности: если электронный актуатор не перевел узел соплового кольца в открытое положение при ускорении, турбокомпрессор не будет работать эффективно. Если направляющие лопатки установлены в закрытом положении,
    двигатель может заглохнуть, либо может произойти разгон турбины. Если же направляющие лопатки открыты сильнее, чем это требуется, у турбины будет слишком большая задержка — реакция будет медленной. Если это произойдет, необходимо проверить, не вышел ли из строя электронный актуатор вследствие других типов отказов.

Примечания по ремонту:

  • В ходе ремонта электронного актуатора следует обеспечить правильное соотношение параметров червячной передачи и электродвигателя во избежание немедленного отказа.
  • Актуаторы РЭП следует после ремонта откалибровать под турбокомпрессор. В результате неправильной калибровки электронного актуатора, установленного на турбокомпрессор, рабочие характеристики могут значительно снизиться.
  • Не рекомендуется припаивать легкоплавким припоем сломавшиеся соединительные детали в редукторе и «черном колпаке». Легкоплавкий припой может треснуть при работе в условиях колебания температур и вибрации. По этой причине обязательно следует осуществлять точечную сварку электродвигателя и разъема дроссельной заслонки электродвигателя.